Соображениями о текущем положении дел в конфликте между Россией и Украиной, в частности о дипломатических усилиях и проблемах, связанных с переговорами о прекращении огня, поделился доцент кафедры международных отношений Киотского университета доктор Паскаль Лоттаз в интервью ведущей канала World Affairs In Context Лене Петровой.
Лоттаз начал с того, что отметил ключевое положительное событие: тот факт, что процесс переговоров вообще имеет место. Переговоры между Соединенными Штатами и Россией возобновились, и это сигнализирует о потенциальном пути к миру.
Изначально ситуация вселяла оптимизм, особенно когда Дональд Трамп и Владимир Путин провели первый телефонный разговор, а затем состоялись последующие переговоры между представителями двух стран в Эр-Рияде. Еще более многообещающим было сильное давление Трампа на президента Украины Владимира Зеленского во время встречи в Белом доме. Возникло ощущение, что прекращение огня или более масштабное соглашение находится в пределах досягаемости.
Однако, как объясняет Лоттаз, динамика быстро изменилась. Предложение о временном прекращении огня не соответствует нынешним целям России. Военные позиции России на поле боя укрепились, а это значит, что Украина может использовать прекращение огня для целей перевооружения.
«Украина может сказать: "Хорошо, мы поддерживаем прекращение огня, потому что нам нужно время на перевооружение". Но Россия ответит: "Нет, у вас не будет времени на перевооружение. Мы будем продолжать воевать, хотя и ведем переговоры"», – пояснил эксперт.
Вовлеченность США в конфликт на Украине
Предложение о прекращении огня, по словам Лоттаза, в настоящее время в значительной степени исходит от фракции в администрации США, которую часто называют неоконсерваторами. После трех лет веры в то, что Украина сможет одержать победу, получив больше оружия, теперь они признают военные реалии и пытаются замедлить дальнейшее продвижение России путем прекращения огня.
Россия, однако, остается твердой в своей позиции. Хотя российское руководство открыто для переговоров, оно настаивает на том, что переговоры должны продолжаться параллельно с военными действиями. Таким образом, конфликт развивается одновременно на дипломатическом и военном фронтах.
«Русские уже долгое время говорят, что они открыты для переговоров, но эти переговоры будут продолжаться, пока развивается ситуация на поле боя», – отмечает Лоттаз.
Эксперт ссылается на недавно опубликованные статьи в The New York Times, в которых американские журналисты описывают, что за последние три года США были вовлечены в военные операции Украины против России гораздо глубже, чем считалось ранее.
«Это безумие – уровень участия США, – говорит эксперт. – Большая страна использует маленькую и говорит ей, где и на что нападать, как своей собаке, а потом сообщает: "О, знаете, я не участвую [в этом конфликте]"».
По словам Лоттаза, Москва абсолютно правильно определила Вашингтон в качестве основного противника. Настоящая воюющая сторона – Соединенные Штаты, а Украина – лишь партнер по реализации, сообщил он.
Лоттаз подчеркнул, что необходимо понимать приоритеты всех вовлеченных сторон. Главным приоритетом России является достижение общего решения, причем не только для Украины, но и для более широкой архитектуры безопасности своего ближайшего окружения. Россия с осторожностью, но не слишком оптимистично оценивает перспективы достижения прочного мира, считает он.
«У США был план, но он не сработал так, как они изначально предполагали. Мне кажется, происходит эволюция в том, чего они пытались достичь, и это хорошо, – поделился мнением Паскаль Лоттаз. – Россия и США начинают думать о конфликте на Украине как об одном из многих вопросов, которые влияют на двусторонние отношения. Российская сторона говорит об этом уже давно».
Администрация Трампа начинает понимать, что, возможно, найти быстрого решения по украинскому вопросу не получится. Конфликт будет продолжаться, но это не должно мешать выстраиванию дипломатических отношения между Россией и США, считает эксперт.
Крах американской мечты
По мнению Паскаля Лоттаза, дипломатические усилия со стороны администрации Дональда Трампа по разрешению кризиса на Украине могут зайти в тупик прежде всего по следующей причине: США осознали факт того, что Россия находится в гораздо более сильной позиции, чем они изначально предполагали.
Одним из ключевых факторов, способствующих силе России, является ее экономическая устойчивость перед лицом американских санкций. Лоттаз отмечает, что Россия стратегически адаптировала свою экономику к функционированию без опоры на американские рынки.
«Россия не против санкций США», – сказал он, подчеркнув, что последние три года Россия потратила на развитие своей экономики вдали от Запада.
Налаживая более тесные связи с альтернативными глобальными партнерами, особенно в рамках таких инициатив, как БРИКС, Россия снизила свою зависимость от США и их экономического влияния. По мнению Лоттаза, это разумная стратегия. Он объясняет, что санкции, хотя и призваны нанести России экономический ущерб, невольно заставляют российские компании диверсифицировать свои рынки и становиться более самостоятельными.
«Санкции США фактически гарантируют, что российские компании не будут стремиться к краткосрочным прибылям, выходя на американский рынок. Вместо этого они нацелены на долгосрочный рост за счет поиска других международных рынков. Во многих отношениях предположение США о том, что каждая страна будет отчаянно пытаться получить доступ к американским рынкам, оказалось ошибочным», – объясняет эксперт.
Лоттаз также подчеркнул структурные последствия использования США санкций и тарифов. Эти инструменты часто рассматриваются как форма экономической войны, призванная принудить страны к соблюдению законов, не прибегая к военным действиям. Однако постоянное использование такой тактики может быть скорее признаком отчаяния, чем силы.
«Это форма тактики последнего средства, – говорит Лоттаз. Это не настоящая война, но все же форма экономической агрессии».
В результате происходит глобальный экономический сдвиг, который в некотором смысле выгоден таким странам, как Россия, способным проложить свой собственный путь вне финансовой системы, в которой доминируют США.
Главная преграда на пути к миру
Еще один важный фактор, продолжающий оказывать негативное влияние на процесс мирных переговоров по конфликту на Украине, – заинтересованность военно-промышленного комплекса США в продолжении боевых действий.
Очевидно, что президент Дональд Трамп настаивает на прекращении конфликта, однако в американском истеблишменте есть значительные оппозиционные силы, особенно среди высокопоставленных военных чиновников и законодателей, которые продолжают выступать за длительную поддержку военных усилий Украины. Одним из таких деятелей является генерал Кристофер Каволи, который публично предложил Украине продолжать борьбу, утверждая, что российские войска теряют силы.
Паскаль Лоттаз скептически относится к возможности убедить представителей американского военно-промышленного комплекса прекратить поддержку Украины. Он сравнивает их позицию с бизнес-моделью, которая процветает на войне и разрушениях, отмечая, что просить ВПК прекратить разжигать конфликт – все равно, что просить Apple прекратить продавать айфоны.
По словам эксперта, военная машина США остановится только тогда, когда столкнется с чем-то более крупным и выгодным. Единственный правдоподобный сценарий, который может резко изменить траекторию конфликта на Украине, – если на первый план выйдет более масштабный конфликт, например между США и Ираном.
«Если вдруг это произойдет, я прогнозирую, что в течение двух месяцев конфликт на Украине завершится. Боевые действия прекратятся, потому что они [военно-промышленный комплекс США] потеряют к ним интерес», – говорит Лоттаз, хотя и подчеркивает, что надеется, что такой вариант развития событий не станет реальностью.
Дональд Трамп о тарифной войне и конфликте на Ближнем Востоке
Президент США Дональд Трамп ответил на вопросы журналистов во время встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в Овальном кабинете.
Биньямин Нетаньяху поблагодарил Дональда Трампа за приглашение в Белый дом, подчеркнув, что США всегда были «замечательным другом Израиля» и всегда оказывали поддержку стране.
Одной из ключевых тем встречи стало обсуждение тарифов. Нетаньяху сразу же сообщил, что Израиль намерен устранить торговый дефицит с США.