Экспертиза / Financial One

Эксперты про кризис на топливном рынке: налоги, логистика и олигополия

221

В свежем выпуске канала «Геоэнергетика инфо» главный редактор Борис Марцинкевич и главный редактор журнала «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев обсудили ситуацию на российском рынке нефтепродуктов. Речь шла о росте цен на бензин, дефиците топлива в регионах и слабых местах системы, включая логистику и налоговую политику.

Эксперты отметили, что топливный кризис в 2025 году имеет отличия от прежних скачков цен. Если раньше причиной служили внутренние перебои, то сейчас значительную роль играют внешние факторы. Удары по нефтеперерабатывающим заводам и нефтебазам приводят к внеплановым ремонтам и перебоям в снабжении. При этом, как отметил Владимир Бобылев, официальная статистика Минэнерго не отражает реальной картины: «В среднем по стране все выглядит нормально, но в ряде регионов уже фиксируются перебои, и закрывать на это глаза нельзя».

Логистический тупик

Борис Марцинкевич напомнил, что еще в прошлые годы ключевую роль в кризисах играла логистика. Даже при достаточном производстве топливо не доходило до потребителей. Вмешательство правительства помогало временно решить проблему, однако сама система осталась крайне уязвимой. Речной и морской транспорт практически не задействован, а РЖД перегружены. По словам эксперта, «альтернативных каналов доставки попросту нет».

Ценообразование и роль государства

Владимир Бобылев обратил внимание на роль биржевых торгов: именно они формируют оптовую цену, от которой зависят налоги и бюджетные поступления. Однако на розничном рынке эта система создает конфликт между интересами потребителей и государства. Борис Марцинкевич подчеркнул, что вмешательство правительства в работу РЖД и биржи свидетельствует о ручном управлении, но и рынок сам по себе не решает проблему.

Отдельно эксперты остановились на демпферном механизме, который компенсирует компаниям разницу между экспортной и внутренней ценой. По словам Бобылева, этот инструмент задумывался для стимулирования поставок на внутренний рынок, но сегодня работает в ущерб трейдерам и независимым АЗС. «Это не субсидия, а возврат налогов, но именно здесь кроется фатальная ошибка Минфина», – отметил он.

Независимые АЗС и олигополия

Особо уязвимым сегментом рынка стали независимые заправки. Они закупают топливо только на бирже и вынуждены работать либо в убыток, либо рисковать штрафами ФАС. Такая ситуация, по словам Марцинкевича, фактически выталкивает их с рынка. В результате более 80% нефтепродуктов контролируются шестью крупнейшими компаниями, что превращает отрасль в олигополию.

Эксперты подчеркнули, что в цене бензина до 72% составляют налоги. При этом нерешенные вопросы налоговой политики сдерживают развитие переработки: проект строительства НПЗ на Дальнем Востоке буксует уже 15 лет из-за отсутствия льгот. По мнению Бобылева, это яркий пример того, как фискальные барьеры препятствуют модернизации.

Подводя итоги, Борис Марцинкевич отметил, что временное государственное регулирование цен в условиях СВО может оказаться необходимой мерой. Владимир Бобылев, в свою очередь, подчеркнул важность расширения числа игроков и снятия барьеров для бизнеса. Эксперты сошлись во мнении, что решить проблему можно только комплексно, через реформу налоговой системы, развитие логистики и создание стимулов для инвестиций. «Проблем много, и думать надо не постфактум, а заранее», – резюмировал Марцинкевич.





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи
  • Цена нефти и газа. Локальные максимумы нефти установлены
    Андрей Мамонтов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 29.09.2025 15:16
    87

    Фьючерсы на нефть марки Brent выросли на 0,93% в прошлую пятницу, достигнув 1,75-месячного максимума. Котировки выполнили максимальные цели 69,51–69,76 структуры роста на 4-часовом графике. В понедельник за счет пробоя минимума пятницы 68,28, цена начала цикл снижения. Основная зона отката 67,61–67,45, пока нет слома сопротивления 68,95 этот сценарий актуален. Ждем достижения зоны для оценки следующих целей движения.

     

    more

  • Курс рубля продолжает расти, ОФЗ возобновили снижение
    Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» 29.09.2025 15:06
    103

    Рубль открылся вниз к юаню, но быстро восстановился и консолидировался с небольшими потерями. В середине торгов российская валюта ускорила подорожание и обновила двухнедельный максимум. Однако этот импульс тоже не получил развития: рубль растерял часть достижений сессии и находится в умеренном плюсе.more

  • Алготрейдинг: от первых роботов до будущего с искусственным интеллектом
    Автор: Елена Болотина 29.09.2025 14:36
    107

    Президент ACI Russia Евгений Егоров в интервью каналу «РБК инвестиции» рассказал, что сегодня без применения торговых алгоритмов на рынке работать практически невозможно.

    more

  • Мировые индексы преимущественно в плюсе
    Магомед Магомедов, аналитик ФГ «Финам» 29.09.2025 11:53
    195

    В понедельник, 29 сентября, на мировых финансовых рынках преобладает позитивная динамика: инвесторы оценивают свежие данные по инфляции в США и Европе, реагируют на корпоративные новости и макроэкономические отчеты из Азии, а также следят за развитием торговых и монетарных инициатив ведущих экономик.more

  • Эксперты про кризис на топливном рынке: налоги, логистика и олигополия
    Автор: Елена Болотина 29.09.2025 09:38
    236

    В свежем выпуске канала «Геоэнергетика инфо» главный редактор Борис Марцинкевич и главный редактор журнала «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев обсудили ситуацию на российском рынке нефтепродуктов. Речь шла о росте цен на бензин, дефиците топлива в регионах и слабых местах системы, включая логистику и налоговую политику.
    more