К середине 2025 года государственный долг США достиг отметки в $37,2 трлн. Суть кризиса проста: правительство годами тратит больше, чем получает в виде налогов.
Чтобы покрывать дефицит, США выпускают казначейские облигации, которые покупают банки, инвестиционные фонды, частные инвесторы и даже иностранные государства. Но сегодня масштабы заимствований беспрецедентны: только за ближайшие 12 месяцев необходимо разместить более $11 трлн, включая $9 трлн на погашение старых долгов и еще $2 трлн для поддержания чрезмерных расходов.
Как отмечает сертифицированный бухгалтер и автор проекта ClearValue Tax Брайан Ким, главная угроза для США состоит в том, что инвесторы могут не захотеть покупать бумаги по ставке в 4% в необходимых стране объемах. Тогда придется повышать ставку до 4,5%, 5% и даже 6%. Для бюджета это катастрофично: каждое повышение средней ставки на 1% добавляет примерно $370 млрд к годовому счету по процентам. Для сравнения, расходы на оборону в США составляют около $850 млрд в год, так что сумма немаленькая.
Как США намерены решить проблему госдолга: несколько идей
Первоначальный план Дональда Трампа был простым: сбалансировать бюджет за счет жесткой экономии. Для этого он поручил Илону Маску возглавить проект под названием DOGE, известный как Департамент эффективности правительства, цель которого заключалась в сокращении расходов минимум на $2 трлн ежегодно. Идея звучала амбициозно, но реальностью она так и не стала. Федеральные расходы составляют около $7 трлн в год, и их резкое сокращение грозило бы рецессией, ведь госрасходы напрямую входят в расчет ВВП. Кроме того, против выступили политики и лоббисты, для которых бюджетные потоки – важный инструмент влияния. В итоге проект провалился: дефицит бюджета США в 2025 году оказался выше, чем годом ранее.
Трамп был вынужден искать новый выход. Летом американский президент подписал закон под названием Genius Act. Его суть заключается в использовании криптовалютного рынка для создания дополнительного спроса на казначейские бумаги. Теперь каждый стейблкоин в США обязан быть обеспечен либо реальными долларами, либо краткосрочными казначейскими векселями. По задумке, рост крипторынка автоматически будет означать рост спроса на госдолг и, следовательно, удержание его доходности на низком уровне.
Скептики отмечают, что объем рынка стейблкоинов – всего около $280 млрд против триллионов, необходимых Минфину. Но сторонники указывают на позитивную динамику: капитализация криптовалют уже превысила $4 трлн, и при сохранении тренда эффект может оказаться значимым. Впрочем, речь идет лишь о краткосрочных бумагах. Для длинных выпусков, вроде 30-летних облигаций, эта схема не работает.
Поэтому администрация США обсуждает и более радикальные шаги, объясняет Брайан Ким. Первая идея – выпуск так называемых золотых облигаций, то есть бумаг, погашаемых физическим золотом через 30 лет. Автор идеи – экономист Джуди Шелтон, давняя сторонница золотого стандарта. Такой инструмент позволил бы привлекать деньги без выплаты процентов, но фактически означал бы частичный возврат к обеспечению долга реальным активом.
Вторая идея – переоценка государственных золотых резервов. США владеют крупнейшими в мире золотыми запасами на уровне 261 млн унций. В бухгалтерских документах они до сих пор оценены по старой цене $42,22 за унцию, но на рынке золото стоит больше $3400. Идея состоит в том, что президент может принять решение пересчитать стоимость золотых запасов по рыночной цене или даже выше, например по $15 тысяч за унцию. В таком случае на бумаге резко увеличится стоимость активов государства, и Федеральная резервная система будет обязана напечатать разницу и перечислить ее в казну. В результате в распоряжении США оказалось бы около $4 трлн дополнительных средств, которые можно направить на покрытие дефицита бюджета или сокращение госдолга. Главное, что для такого шага не нужно одобрение Конгресса – президент может принять решение самостоятельно. Поэтому сторонники этой идеи считают, что Трамп вполне способен воспользоваться существующим инструментом в любой момент.
Проблема в том, что все вышеперечисленные меры носят характер временных решений. Они могут позволить снизить давление на рынок казначейских бумаг и выиграть несколько лет. Но, как подчеркивает Брайан Ким, фундаментальная проблема остается прежней: США тратят больше, чем зарабатывают. Криптовалюты и золото могут помочь отсрочить кризис, но не устранить его первопричину.