На саммите ШОС 2025 года ключевыми темами обсуждения стали подписание юридически обязывающего меморандума по строительству газопровода «Сила Сибири 2», перспективы поставок газа в Китай и внутренней газификации России. Эти вопросы подробно разобрали главный редактор аналитического журнала «Геоэнергетика.info» Борис Марцинкевич и заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов на канале «Борис Марцинкевич».
Эксперты отметили, что вокруг документа возникло множество спекуляций. Александр Фролов подчеркнул, что термин звучит двусмысленно, ведь официальных разъяснений, чем «обязывающий меморандум» отличается от обычного, нет. По его словам, меморандум стал способом подтвердить заинтересованность Китая, несмотря на временное отсутствие спроса на заявленные объемы: «Просто пока спроса под эти объемы на ближайшие 5-6 лет нету, но мы точно с вами контракт подпишем».
Борис Марцинкевич добавил, что документ дает компаниям возможность перейти к конкретной работе: обсуждать маршруты, сроки и формулу цены. По его словам, ранее стороны могли лишь обмениваться заявлениями, теперь же «хозяйствующие субъекты в лице российских и китайских компаний получили развязанные руки».
Газ для автомобилей и внутренняя газификация
В разговоре эксперты коснулись и темы использования метана в транспорте. Борис Марцинкевич отметил, что компримированный природный газ безопасен при правильном обслуживании и является перспективным видом топлива. Он напомнил, что метан дешевле бензина и дизеля, однако развитие этого направления идет слишком медленно. Часть общественности утверждает, что «Сила Сибири» не приносит пользы внутреннему потребителю. Но эксперты привели примеры обратного. Так, в Благовещенске уже в 2024 году газифицировали котельные, что стало прямым результатом строительства газопровода. «Разумеется, это не миллиарды кубов, которые пошли в каждый дом. Но говорить, что внутреннему потребителю ничего не достанется, неверно», – подчеркнул Марцинкевич.
Маршрут «Силы Сибири 2»: от Алтая до Забайкалья
Особое внимание эксперты уделили маршруту будущего газопровода. Александр Фролов напомнил, что проект ранее назывался «Алтай» и предусматривал прохождение через Томскую область. Однако официальной схемы до сих пор нет. Сейчас обсуждается вариант трассы через Красноярский край, Иркутскую область, Бурятию и Забайкалье с выходом в Монголию.
При этом критики проекта утверждают, что газопровод якобы обойдет промышленные центры России. Марцинкевич назвал такие заявления необоснованными, отметив, что в открытом доступе нет документов, подтверждающих подобные выводы. По его словам, обсуждение будущих маршрутов должно учитывать реальные потребности регионов, где до сих пор сохраняются экологические и энергетические проблемы.
Новые объемы поставок и место Китая в мировой энергетике
Эксперты подчеркнули, что уже по действующим контрактам поставки российского газа в Китай будут расти. Объемы по первой «Силе Сибири» увеличатся с 38 до 44 млрд кубометров к 2030-м годам, а запуск дальневосточного маршрута в 2027 году добавит еще 2 млрд. В сумме это даст около 56 млрд кубометров ежегодных поставок, а с учетом «Силы Сибири 2» – до 106 млрд.
Александр Фролов отметил, что даже такие объемы не заменят европейский рынок, куда ранее уходило более 150 млрд кубов. Но это не означает, что проект теряет смысл: «Сила Сибири 2 радикально не изменит мировой газовый рынок. Более того, она будет реализована тогда, когда в Китае планово будет готов спрос под 50 млрд кубов».
Таким образом, эксперты сошлись во мнении, что значение меморандума не в немедленных результатах, а в том, что Россия и Китай закрепили готовность к углублению сотрудничества. Несмотря на критику и скепсис, проект открывает новый этап в развитии энергетического диалога двух стран.