Чем вызвана деградация экономического развития стран Евросоюза, рассказала сертифицированный бухгалтер Лена Петрова.
В то время как Международный валютный фонд прогнозирует минимальный рост для всего Европейского союза в этом году, его крупнейшая экономика, Германия, продолжает свое падение по спирали.
Немецкое правительство готовится к худшему сценарию, поскольку, согласно прогнозам, к концу 2024 года объем экономического производства в стране сократится – уже второй раз подряд. Это означает, что Германия переживает второй год полномасштабной рецессии. Согласно опубликованному в октябре прогнозу Министерства экономики Германии, в этом году экономика страны сократится еще на 0,2%, что вполне сопоставимо с предыдущим, 2023 годом, когда было зафиксировано снижение на 0,3%.
Недавно Германия достигла нового экономического минимума, когда ее ведущая автомобильная промышленность зарегистрировала один из самых низких уровней заказов. Промышленное производство в Германии неуклонно снижается, и, не считая кризиса здравоохранения 2019 года, сейчас оно находится на 10-летнем минимуме.
Politico открыто сообщает о «новой норме для Европы»: высокие счета за электроэнергию и угасающая промышленность. В Германии, которая является крупнейшим двигателем европейской экономики, наблюдается процесс деиндустриализации. К слову, одной из причин сокращения производства в стране является невероятно высокая стоимость энергии. Чтобы решить эту проблему, немецкие компании начали переезжать за границу. Они переносят производство в Соединенные Штаты, а также в Китай и другие государства.
Сегодня Европа использует газ, который стоит в четыре-пять раз дороже, чем в Соединенных Штатах, что постепенно приводит к разорению тысяч компаний в промышленных центрах Европы. Германия, производственная держава Европы, погрузилась в рецессию, которая, как ожидается, продлится до конца года. Даже такие мировые немецкие лидеры, как Volkswagen, столкнулись с беспрецедентным закрытием заводов.
«Представьте, насколько все плохо сейчас и насколько неутешительным должен быть прогноз, чтобы вся экономика фактически деиндустриализировалась. Но даже сейчас европейские лидеры, похоже, не понимают, где они ошиблись. Они все еще отрицают реальность, перекладывая вину на так называемое китайское перепроизводство, в то время как они сами виноваты в неспособности эффективно поддерживать свой суверенитет», – говорит Лена Петрова.
Politico пишет: хотя дешевая возобновляемая энергия уже на подходе, потребуются годы, чтобы создать структурные изменения. Тем временем китайское перепроизводство съедает долю европейского рынка внутри страны и за рубежом, а новые энергоемкие технологии, такие как электромобили и искусственный интеллект, создают нагрузку на местные энергосети.
Хуже всего то, что на данный момент нет никаких положительных прогнозов относительно экономического роста ЕС. Похоже, что европейские страны фактически загнали себя в угол, из которого им будет очень трудно выбраться. По словам профессора политэкономии Кембриджского университета Хелен Томпсон, новая норма для Европы – это значительно большая зависимость от СПГ, поступающего из Катара и США. Это означает подверженность нестабильности на Ближнем Востоке, а также переменчивой политике Соединенных Штатов.
«Евросоюз с радостью согласился покупать энергоносители в четыре-пять раз дороже только потому, что он готов быть второй скрипкой во внешнеполитической игре Соединенных Штатов», – говорит Петрова.
Поэтому неудивительно, что, например, BASF, один из крупнейших производителей химической продукции не только в Германии, но и во всем мире, потерял треть своей рыночной стоимости с момента начала энергетического шока в 2022 году. А крупнейший производитель стали, компания ThyssenKrupp, закрыла завод и теперь еще больше ограничивает производство в Германии.
В то время как Европейский союз был решительно настроен на отказ от сотрудничества с Россией и Китаем, он фактически признал, что зеленая энергия – это единственное решение. В какой-то момент в будущем зеленая энергия действительно станет решением проблемы, но вот в чем загвоздка: солнечная энергия является самым быстрорастущим возобновляемым источником энергии в Европе, и в настоящее время Китай обеспечивает 95% поставок солнечной энергии в Европу. И вряд ли это изменится в ближайшем будущем.
«Я действительно не вижу здесь логики: отрезать себя от энергоресурсов и при этом оставаться полностью зависимым? Согласитесь, 95% – это полная зависимость от страны, которую вы открыто называете своим прямым противником. В этом нет никакого смысла», – подытожила Петрова.
Сергей Таболин про технологическую независимость России
Сложности развития российских IT-компаний, важность технологической независимости и многое другое обсудили с риск-аналитиком Сергеем Таболиным.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
В общепринятом принятом представлении IT – это софт, так называемый asset-light. Это бизнесы, которые легко масштабируются, легко транслируют свои денежные потоки в чистую прибыль. У нас есть необходимые компетенции, в информационных технологиях существует много открытых фреймворков. Есть то, что распространяется по лицензиям, позволяющим использовать и создавать на этой основе свои продукты. Именно поэтому у нас появилась компания Astra с продуктом Astra Linux, поэтому у нас есть Positive Technologies, которая в своих продуктах основывается на открытом ПО.
С железом ситуация совсем другая, это совсем нелегкий бизнес. История развивалась, а потом перестала, причем еще в середине советских времен. Здесь важно понимать, что такое производство компьютерного железа. Что такое производство чипа? Сначала его нужно разработать, начиная от общей логики, на которой он будет построен, и заканчивая миллиардами отдельных соединений, на которых будет строиться вся логика. Это сложная школа, которая у нас есть. Скорее всего, вы неоднократно слышали про процессоры «Эльбрус». Проблема лишь в том, что их негде производить.