Экспертиза / Financial One

Почему сотни американских банков находятся под угрозой банкротства

2408

Что происходит с банковской системой США, обсудили эксперты в эфире CNBC.

Сотни малых и региональных банков по всей территории США могут оказаться под угрозой краха. Из примерно 4 тысяч американских банков, проанализированных Klaros Group, 282 испытывают стресс из-за риска, связанного с коммерческой недвижимостью, а также потенциальных убытков на фоне повышения процентных ставок.

Большинство банков, столкнувшихся с риском, относятся к категории малых или общественных. Хотя по сравнению с крупными банками риск не столь системный, общественные и региональные банки являются важным источником кредитов для местных предприятий и органов власти.

«Я не сомневаюсь, что банковских крахов будет больше, – заявила CNBC бывший председатель Федеральной корпорации по страхованию вкладов США Шейла Бэйр.

Быстрый рост процентных ставок может привести к тому, что заемщики внезапно столкнутся с более дорогими платежами по кредитам, а если они не смогут платить, то могут объявить дефолт. В 2024 году наступает срок погашения кредитов на рекордную сумму в $929 млрд, что обусловлено массовым продлением кредитов, первоначально подлежавших погашению в 2023 году.

Индексы как крупных, так и региональных банков в США по-прежнему испытывают трудности после волны банкротств в 2023 году.

«Я думаю, что большинство из банков в полном порядке. Но в банковском деле доверие – это все. Если люди начнут терять доверие, это может негативно сказаться даже на здоровых банках», – объясняет Бэйр.

Зона риска

В США тысячи банков. При этом примерно 4 тысячи – это небольшие банки, также известные как community-банки. Если сложить их совокупные активы, то можно увидеть, что под контролем малых банков окажется примерно столько же активов, сколько у крупнейшего американского банка J.P. Morgan Chase, активы которого составляют $3,2 трлн.

Анализ компании Klaros Group показал, что на данный момент в зоне риска находятся 282 американских банка с общей суммой активов около $900 млрд. Большинство из них – небольшие кредиторы с активами менее $10 млрд каждый. 16 из этих банков – более крупные, с активами от $10 млрд до $100 млрд. Только один банк, находящийся в зоне риска, имеет активы свыше $100 млрд.

«Важно понимать, что, даже если это небольшие банки, они важны населению, которое на них полагается», – подчеркнула Шейла Бэйр.

В США насчитывается около 130 банков, которые считаются региональными, и в совокупности они контролируют активы на сумму чуть менее $3,1 трлн. Они являются важным источником кредитов для малого и среднего бизнеса, местных органов власти, некоммерческих организаций. Без региональных кредиторов все больше предприятий будут вынуждены обращаться в крупные банки за услугами, которые, скорее всего, окажутся более дорогими и менее персонализированными.

Проблемы коммерческой недвижимости

В США самый большой рынок коммерческой недвижимости в мире, и большинство кредитов на коммерческую недвижимость выдают банки. Региональные и небольшие банки всегда имели тенденцию к более высокой концентрации в секторе коммерческой недвижимости.

Так происходит не столько потому, что они просто приняли плохое решение и с головой нырнули в коммерческую недвижимость. Скорее, таким банкам просто не хватает масштаба, чтобы конкурировать с более крупными банками страны в сфере потребительского кредитования, ипотечного жилищного кредитования или кредитования коммерческих и промышленных предприятий. Поэтому у них более высокая концентрация в секторе коммерческой недвижимости, что негативно сказывается на уровне риска.

Когда Федеральная резервная система повышает ставки, выплаты по кредитам на коммерческую недвижимость становятся для заемщиков более дорогими. Если заемщики не смогут позволить себе выплаты, они могут объявить дефолт по своим кредитам. Напомним, что председатель ФРС Джером Пауэлл откровенно заявил: «Это проблема, над которой мы будем работать еще много лет, я уверен. Банкротства банков обязательно будут, но речь идет не о крупных банках».

Последствия роста ключевой ставки

«В портфеле банков имеется масса нереализованных убытков по облигациям, а также по ипотечным кредитам, которые они выдавали в условиях низких процентных ставок. Они лежат на балансе тяжким грузом», – сообщил Хью Сон, банковский репортер CNBC.

Это связано с тем, что облигации, выпущенные при более высоких процентных ставках, приносят инвесторам более высокую прибыль. Если вы купили облигацию с доходностью 3%, а процентные ставки выросли до 6%, ваша облигация с доходностью 3% теперь стоит гораздо меньше.

Это создает давление на так называемую чистую процентную маржу. Так, по мере роста процентных ставок банкам приходится платить все больше и больше процентов по своим депозитам. Но при этом у них остается много низкодоходных кредитов и ценных бумаг, что приводит к сужению маржи. Традиционные банки зарабатывают деньги следующим образом: они принимают депозиты по одной ставке и выдают кредиты по более высокой ставке. Но когда ставки растут, эта динамика может стать инвертированной.

Пути решения проблемы

Когда банк продает активы, стоимость которых снизилась, убытки становятся реализованными. Единственное, что делает убытки нереализованными, – это то, что банки еще не продали их. Активы по-прежнему находятся на балансе банков, и они все еще надеются, что процентные ставки снова упадут до нуля, а убытки испарятся.

Но надежда – это не план.

«Регуляторы разрешают банкам работать с заемщиками, испытывающими трудности с погашением кредитов. Они могут провести реструктуризацию. Они могут продлить срок погашения. Они могут снизить процентную ставку. Все это может иметь последствия для капитала, но лучше уже так, чем дефолт заемщика, который в итоге окажется слишком дорогим для банка», – объясняет Шейла Бэйр.

Или же банки могут привлечь капитал. Возьмем в качестве примера New York Community Bank. Он не потерпел крах. Более того, акции NYCB начали демонстрировать рост после того, как банк привлек более $1 млрд от группы инвесторов.

Кроме того, сильные банки могут приобретать более слабые. Но, как мы знаем, проблема заключается в том, что прошлый год оказался фактически 40-летним минимумом с точки зрения слияний и поглощений американских банков. Показатель оказался самым низким с 1990 года, даже с поправкой на инфляцию. В обозримом будущем экономисты не прогнозируют большой активности в сфере M&A в США.

Проблема значительно усугубляется ужесточением регулирования: сделки любых размеров подвергаются тщательному контролю. Например, недавно регулирующие органы отказались одобрить сделку Toronto-Dominion по приобретению банка First Horizon Bank за $13,4 млрд.

«Я думаю, важно уточнить, что слияния и поглощения со здоровым банком, которые приведут к созданию стабильной, единой структуры ... приветствуются и поощряются. Думаю, это важно сделать. Но я не знаю, собираются ли регулирующие органы это делать. Кажется, они идут в противоположном направлении», – прокомментировала ситуацию Бэйр.

Грядущие проблемы

Рассмотрим хронологию финансового кризиса 2007-2008 и его последствий. Только спустя два года – то есть в 2010 году – был отмечен пик потерь и просрочек в банковском секторе США.

Некоторые эксперты предполагают, что ситуация повторится, поэтому на данный момент можно говорить лишь о начале глобальных трудностей с американским банковским сектором. Скорее всего, проблема станет еще более актуальной в 2025 и 2026 годах.

Что не так с дивидендами «Газпрома»

Перспективы и дивиденды «Газпрома», новые санкции в отношении проекта «Новатэка» обсудили с сооснователем NZT Rusfond Игорем Шимко.

Чистый убыток «Газпрома» за 2023 год составил 629 млрд рублей, за 2022 год чистая прибыль была 1,23 трлн рублей, это следует из данных отчета компании по МСФО. Последний раз компания фиксировала убыток по МСФО в 1999 году, тогда убыток был 79,3 млрд рублей.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи