Экспертиза / Financial One

Глава ФРС Джером Пауэлл про рост ставки, стагфляцию и президентские выборы

2717

Делимся с вами переводом выступления главы ФРС США Джерома Пауэлла, а также ключевыми моментами пресс-конференции.

Добрый день. Я и мои коллеги по-прежнему полностью сосредоточены на выполнении нашего двойного мандата – содействовать максимальной занятости и стабильным ценам для американского народа. Экономика добилась значительного прогресса в достижении целей нашего двойного мандата. За последний год инфляция существенно снизилась, а рынок труда остается сильным, и это очень хорошие новости. Однако инфляция все еще слишком высока, дальнейший прогресс в ее снижении не гарантирован, а перспективы неопределенны. Мы полностью привержены возвращению инфляции к нашей цели в 2%. Восстановление ценовой стабильности необходимо для создания устойчивого сильного рынка труда, от которого выиграют все.

Сегодня FOMC принял решение оставить процентную ставку без изменений и продолжить сокращение объема ценных бумаг, хотя и более медленными темпами. Наша ограничительная денежно-кредитная политика оказывает понижательное давление на экономическую активность и инфляцию, и за последний год риски для достижения наших целей в области занятости и инфляции стали более сбалансированными. Однако в последние месяцы инфляция демонстрирует отсутствие дальнейшего прогресса в достижении нашей цели в 2%, и мы по-прежнему внимательно следим за инфляционными рисками. После краткого обзора экономических событий я вернусь к обсуждению денежно-кредитной политики.

Последние показатели свидетельствуют о том, что экономическая активность продолжает расти уверенными темпами. Хотя рост ВВП замедлился с 3,4% в четвертом квартале прошлого года до 1,6% в первом квартале текущего, показатель конечных частных покупок (Private Domestic Final Purchases), который не включает инвестиции в товарно-материальные запасы, государственные расходы и чистый экспорт и обычно дает более четкий сигнал о базовом спросе, в первом квартале составил 3,1%, что соответствует уровню второй половины 2023 года. Потребительские расходы были высокими в течение последних нескольких кварталов, даже несмотря на то, что высокие процентные ставки негативно сказывались на инвестициях в жилье и оборудование. Улучшение условий предложения поддержало устойчивый спрос и высокие показатели экономики США за последний год.

Рынок труда остается относительно напряженным, но условия спроса и предложения стали более сбалансированными. В первом квартале прирост рабочих мест составлял в среднем 276 тысяч в месяц, а уровень безработицы остается низким – 3,8%. Активное создание рабочих мест в течение последнего года сопровождалось увеличением предложения рабочей силы, что отражает рост занятости среди лиц в возрасте от 25 до 54 лет и сохраняющиеся высокие темпы иммиграции. Рост номинальной заработной платы за последний год замедлился, а разрыв между рабочими местами и работниками сократился, однако спрос на рабочую силу по-прежнему превышает предложение доступных работников.

Инфляция за последний год заметно снизилась, но по-прежнему превышает наш долгосрочный целевой показатель в 2%. За 12 месяцев, закончившихся в марте, общие цены по индексу потребительских цен (ИПЦ) выросли на 2,7%. Базовый ИПЦ, исключающий волатильные категории продуктов питания и энергоносителей, вырос на 2,8%. Данные по инфляции, полученные в этом году, оказались выше ожиданий. Хотя некоторые показатели краткосрочных инфляционных ожиданий выросли в последние месяцы, долгосрочные инфляционные ожидания, как представляется, остаются хорошо заякоренными, что отражается в широком спектре опросов домохозяйств, предприятий и аналитиков, а также в показателях финансовых рынков.

Действия ФРС в области денежно-кредитной политики определяются нашим мандатом по обеспечению максимальной занятости и стабильных цен для американского народа. Я и мои коллеги прекрасно понимаем, что высокая инфляция создает значительные трудности, поскольку подрывает покупательную способность, особенно для тех, кто в наименьшей степени способен покрыть более высокие расходы на предметы первой необходимости, такие как продукты питания, жилье и транспорт. Мы твердо намерены вернуть инфляцию к целевому уровню в 2%.

На сегодняшнем заседании комитет принял решение сохранить целевой диапазон ставки по федеральным фондам на уровне 5,25-5,5% и продолжить процесс значительного сокращения объема ценных бумаг, хотя и более медленными темпами. За последний год, по мере ослабления жесткости рынка труда и снижения инфляции, риски достижения наших целей в области занятости и инфляции стали более сбалансированными. Однако экономические перспективы остаются неопределенными, и мы по-прежнему внимательно следим за инфляционными рисками.

Мы сообщили, что не считаем целесообразным снижать целевой диапазон ставки по федеральным фондам до тех пор, пока мы не получим больше уверенности в том, что инфляция устойчиво движется к 2%. Пока что в этом году данные не дают нам такой уверенности. В частности, как я уже отмечал ранее, данные по инфляции оказались выше ожиданий. Вполне вероятно, что для обретения такой уверенности потребуется больше времени, чем ожидалось ранее. Мы готовы поддерживать текущий целевой диапазон ставки по федеральным фондам в течение необходимого времени. Мы также готовы отреагировать на ослабление рынка труда в случае необходимости.

Мы знаем, что слишком быстрое или чрезмерное ослабление политики может привести к откату от достигнутого прогресса в отношении инфляции. В то же время слишком позднее или слишком незначительное сокращение сдерживающих мер может привести к неоправданному ослаблению экономической активности и занятости. При рассмотрении любых корректировок целевого диапазона ставки по федеральным фондам Комитет будет тщательно оценивать поступающие данные, развивающиеся перспективы и баланс рисков. Политика имеет все возможности для того, чтобы справиться с рисками и неопределенностями, с которыми мы сталкиваемся, выполняя обе стороны двойного мандата. Мы продолжим принимать решения на каждом заседании в зависимости от поступающих данных.

Что касается нашего баланса, то на сегодняшнем заседании комитет принял решение замедлить темпы сокращения запасов ценных бумаг в соответствии с планами, которые мы обнародовали ранее. В частности, лимит на выкуп казначейских обязательств будет снижен с нынешних $60 млрд в месяц до $25 млрд в месяц с 1 июня. В соответствии с намерением комитета в долгосрочной перспективе держать преимущественно казначейские ценные бумаги, мы оставляем без изменений лимит на выкуп агентских ценных бумаг в месяц и будем реинвестировать любые поступления, превышающие этот лимит, в казначейские ценные бумаги. Учитывая, что выплаты основной суммы по агентским ценным бумагам в настоящее время составляют около $15 млрд в месяц, общее снижение портфеля будет составлять примерно $40 млрд в месяц. Замедление темпов поможет обеспечить плавный переход, снизив вероятность возникновения стресса на денежных рынках и тем самым способствуя постоянному сокращению наших запасов ценных бумаг, что соответствует достижению необходимого уровня достаточных резервов.

Мы по-прежнему привержены делу снижения инфляции до целевого уровня в 2% и поддержания долгосрочных инфляционных ожиданий на должном уровне. Восстановление ценовой стабильности необходимо для того, чтобы заложить основу для достижения максимальной занятости и стабильных цен в долгосрочной перспективе. В заключение хочу сказать, что мы понимаем, что наши действия влияют на сообщества, семьи и бизнес по всей стране. Все, что мы делаем, направлено на выполнение нашей государственной миссии. Мы в ФРС сделаем все возможное для достижения целей максимальной занятости и ценовой стабильности.

Вопрос

По словам Мишель Боуман [член совета управляющих ФРС], существует риск дальнейшего повышения ставок, хотя это и не является ее базовым прогнозом. Интересно, считаете ли вы это риском, и если да, то какие изменения условий позволят рассмотреть возможность повышения ставок в данный момент?

Ответ

Я думаю, маловероятно, что следующим шагом будет повышение ставки. Вы знаете, мы сосредоточены на том, чтобы понять, как долго необходимо сохранять ограничительную политику.

Итак, вы спрашиваете, что потребуется для возобновления роста ставки. Я думаю, нам необходимо будет увидеть убедительные доказательства того, что наша политика не является достаточно ограничительной, чтобы устойчиво снизить инфляцию до 2% с течением времени. Мы принимаем во внимание всю совокупность данных, включая инфляцию и инфляционные ожидания.

Вопрос

Опубликованный на прошлой неделе отчет по ВВП продемонстрировал замедление общего роста, но при этом значительный рост цен. В связи с этим некоторые начали говорить о том, что США вступают в период стагфляции. Считаете ли вы или другие представители FOMC, что такой риск действительно существует?

Ответ

Я прошел через период стагфляции: в то время безработица составляла 10%, инфляция выражалась высокими однозначными цифрами, а рост был очень медленным. Сейчас рост составляет 3%, что является довольно сильным результатом, а инфляция стремится к уровню ниже 3%.

Таким образом, я не понимаю, откуда берутся разговоры о стагфляции. Мы вернем инфляцию к 2%. На данный момент я не наблюдаю ни «стаг» [стагнации], ни «фляции» [инфляции].

Вопрос

Есть ли некоторое противоречие в том, что вы сокращаете количественное ужесточение, что является своего рода смягчением политики, но при этом продолжаете удерживать ставки высоком уровне, пытаясь замедлить и охладить экономику и инфляцию?

Ответ

Я бы так не сказал. Это действительно необходимо для того, чтобы процесс сокращения баланса до того уровня, который мы хотим достичь, был плавным и не привел к потрясениям на финансовых рынках, как это было в предыдущие разы.

Вопрос

Ранее вы уже говорили о своей приверженности политике ФРС и беспартийности. Но хочу уточнить: учитывая, что текущий год является годом выборов, стала ли планка для изменения ставок более высокой в преддверии выборов?

Ответ

Мы всегда будем предпринимать действия, которые пойдут на благо экономике. Если мы начнем принимать во внимание целый ряд других факторов и будем использовать их в качестве нового фильтра, снизится вероятность того, что мы действительно правильно оцениваем состояние экономики.

Предстоящие выборы просто не являются частью нашего мышления, мы не для этого работаем. Это не то, чем мы должны заниматься.

X5 Retail Group готовится к принудительному переезду. Что это значит для инвесторов?

Причину принудительной редомициляции, последствия удовлетворения иска Минпромторга и обмен ГДР на акции обсудил финансовый обозреватель Никита Макаров с начальником управления по связям с инвесторами X5 Group Марией Язевой на YouTube-канале «РБК инвестиции».

В марте Минпромторг РФ подал заявление против X5 Retail Group N.V. в Арбитражный суд Московской области, об этом сообщил ритейлер. В планах ведомства было приостановить корпоративные права нидерландской головной структуры в отношении российской дочерней компании ООО «Корпоративный центр икс 5». «Дочка» X5 входит в перечень экономически значимых организаций, для которых упрощены условия перехода в российскую юрисдикцию.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи