Экспертиза / Financial One

Гендиректор группы «Астра» Илья Сивцев про SPO компании

2077

Планами по SPO группы «Астра» поделился генеральный директор Илья Сивцев в эфире Global Invest Fund.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

В целом с текущим бизнесом все в порядке. За прошлый год мы выросли практически на 80% по выручке, наша EBITDA выросла на 44% год к году в 2023 году. Продолжаем расти и развиваться, достаточно много инвестируем. У нас было четыре сделки M&A, мы запустили ряд новых продуктов. В данный момент в экосистеме уже 21 продукт, набираем обороты и по основному бизнесу, и по технической поддержке и, естественно, очень здорово растем по экосистеме – мы выросли в 2,4 раза. Темп сбавлять не планируем.

В данный момент на двухлетнем цикле планирования мы вместе с менеджментом договорились о целях на 2024-2025 годы. Мы приняли позицию, что чистая прибыль в 2025 году должна быть в три раза больше, чем чистая прибыль в 2023 году. Да, это амбициозные планы. Тем не менее, сравнив себя с другими технологическими компаниями, которые сейчас представлены на публичном рынке Российской Федерации, мы увидели, что наш рост 2023 год оказался самым большим.

Также важно подчеркнуть, что у нас достаточно низкая база – в целом мы только начинаем. И несмотря на то, что у нас 76% рынка операционных систем в ежегодном выражении в деньгах, парк операционных систем и парк российских IT-продуктов сравнительно небольшой. Ключевые факторы роста – это продолжение импортозамещения, создание новых процессов по цифровизации бизнеса уже с использованием российских технологий, рост экосистемы, а также допродажи экосистемы, допродажи технической поддержки, обновлений и сервисов, которые у нас есть.

Зачем группа «Астра» проводит SPO?

Отвечая на этот вопрос, стоит начать с рассказа о том, зачем мы делали IPO. Мы вышли на рынок для решения трех фундаментально важных для нас вещей.

Первое – это поддержка HR, то есть мы планировали раздать акции сотрудникам, иметь возможность сделать опционы, сделать сотрудников акционерами. Второй момент – мы хотели повлиять на умы заказчиков и технологических партнеров, чтобы они активно входили в кооперацию с «Астрой» и фиксировались на долгие годы, понимая, что мы надежная компания, что мы никуда не пропадем, что мы публичные и можем заимствовать капитал. И третье – это M&A. Понятно, что можно и деньгами заплатить, кредитоваться даже проще. Проблема в том, что деньги не всегда нужны небольшим стартапам, которые готовы заходить в кооперацию, только если у них есть акционерные позиции. Это невозможно сделать ни через фантомные акции, ни через деньги.

Мы решили все эти задачи. Когда мы выходили на IPO, мы говорили, что фундаментально стоим дороже. Мы верим в компанию и делимся апсайдом. Мы им поделились, потому что решали определенные стратегические задачи.

Сейчас мы видим следующее: на рынке формируется достаточно большое количество неудовлетворенного спроса. Нам постоянно тыкают палкой в глаз по поводу того, что мы сделали маленькое IPO. Параллельно – и это самое главное – нам хочется добавить ликвидности в рынке. Нам кажется, что сейчас free-float акций действительно маленький. Мы хотим зайти в первый котировальный список и в индекс. Это наша основная наша цель.

Почему сейчас?

Мы поняли, что сейчас достаточно неплохое время, потому что цена бумаги выросла фактически до 700 рублей на момент опубликования отчетности. Потом появилась история про то, что мы сделаем SPO, и она полетела вниз. Многие аналитики выдают отчеты о том, что фундаментальная цена бумаги находится на уровне 640-648 рублей. Мы тоже считаем, что это уровень 600+. Сейчас будет значимый дисконт от этого уровня, и, соответственно, мы надеемся, что после этого бумага вернется на данный уровень, несмотря на увеличение free-float, и будет расти.

Если мы сейчас продадим 10%, то free-float компании будет находиться на уровне 15%. Этого достаточно для первого котировального списка и для того, чтобы мы были представлены в индексе. Локап будет действовать шесть месяцев, до осени.

Как будет формироваться цена?

Хотелось бы увидеть всю книгу и после этого решить. Сейчас нижняя граница – это 550 рублей. Будем ли мы продавать по нижней границе? Я не знаю. Будем ли мы продавать по верхней границе (620 рублей)? Вряд ли. Скорее всего, мы сделаем некую позицию, чтобы удовлетворить институциональных инвесторов, которые подают заявки в основном по нижней границе. Наш рынок устроен так, что розница подает заявки по максимуму, а профессиональные инвесторы – по минимуму. Правда находится где-то посередине.

В общем, как ответить на этот вопрос, я пока не знаю. У меня есть своя позиция, но я бы не хотел ее озвучивать. Она будет в первую очередь зависеть от количества денег, которые мы соберем, и от количества заявок институционалов.

Каким будет разделение между институционалами и физиками?

Думаю, что около 60% должно уйти на институциональных игроков. Соответственно, рознице достанется порядка 40%. Каким именно будет исполнение заявки в рознице, я пока что не знаю.

Будет ли эскалация конфликта между Израилем и Ираном

О том, как может развиваться ситуация на Ближнем Востоке и почему США поддерживают Израиль, обсудили с политологом Малеком Дудаковым.

В ночь с 13 на 14 апреля Иран запустил в сторону Израиля 120 баллистических и 30 крылатых ракет, 170 беспилотников, об этом сообщила газета The Times of Israel со ссылкой на официального представителя армии Израиля Даниэля Хагари.

Продолжение





Вернуться в список новостей

Комментарии (0)
Оставить комментарий
Отправить
Новые статьи