К 17 сентября курс доллара на межбанковском рынке поднялся до 91,4 рублей против уровня 88,6 рублей пару недель назад. С начала сентября курс доллара укрепился по отношению к российской валюте на 1,0%. Если брать динамику от ценовых минимумов этого месяца (87,3 рубля), то курс доллара восстановился на 4,7%.
Но волны локального укрепления и ослабления рубля пока не создают устойчивого тренда: даже с учетом восстановления доллара и евро за последние дни их котировки не вышли за верхнюю границу торгового диапазона последних трех месяцев: 94 рубля по паре доллар-рубль и 103,5 рубля по паре евро-рубль.
Причина укрепления курса рубля в конце августа – избыток юаней в период проведения налоговых платежей экспортерами, когда они продавали валюту. Но уже в начале сентября спрос на валюту вырос при том, что предложение сократилось. Нехватка валюты привела не только к росту биржевого курса юаня, но и к сильному удорожанию краткосрочных кредитов в китайской валюте.
В середине сентября волну ослабления курса рубля можно списать на сокращение предложения иностранной валюты со стороны экспортеров из-за снижения мировых цен на нефть при том, что спрос на валюту со стороны импортеров видимо стал восстанавливаться с учетом адаптации компаний к новым санкционным условиям.
На динамику курса рубля до конца года позитивно будут влиять обязательные продажи валюты экспортерами; высокие ставки по рублям; положительная динамика торгового баланса России и сохранение ограничений по оттоку капитала из России.
Однако и есть негативные моменты, которые могут шатнуть курс рубля в сторону ослабления в ближайшие месяцы. К ним можно отнести: сокращение в сентябре объемов нетто-продаж валюты со стороны ЦБ России; ослабление цен на нефть, растущие бюджетные расходы и повышенные уровни инфляции в России.
Среднесрочно на курс рубля может негативно повлиять растущий отложенный спрос на вывод денег из России в случае появления доступных вариантов для трансграничных платежей и восстановление спроса на валюту от импортеров в случае облегчения условий для внешней торговли. СМИ сообщают, что россияне начали переводить торговлю с КНР на криптовалюту.
По итогам заседания 13 сентября Банк России повысил ключевую ставку с 18 до 19%. Для сравнения: ключевая ставка в Анголе сейчас 19,5%, в Пакистане – 17,5%, в Гамбии – 17%, в Мозамбике – 14,25%.
Повышение ставки Центробанк объяснил борьбой с инфляцией
«Годовая инфляция по итогам 2024 года, вероятно, превысит июльский прогнозный диапазон 6,5-7%», – написал ЦБ.
Важнейшим моментом является то, что Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании, несмотря на некоторое замедление темпов роста российской экономики, что, по мнению ЦБ, связано не с охлаждением внутреннего спроса, а с нарастанием ограничений на стороне предложения и снижением внешнего спроса.
Стоит иметь в виду, что отчасти повышение ставки направлено на замедление роста денежной массы – по крайней мере, по кредитному каналу (выше ставка – ниже спрос на кредит – ниже темпы роста кредитования). За последние два года в России сохраняется быстрый рост денежной массы: за 2022 год она выросла на 24,3%, за 2023 год – на 19,4%, за последние 12 месяцев – на 18,2%. Именно высокие ставки Центробанка позволяют перенаправлять часть прироста денежной массы на депозиты, а не в потребление. Если в проекте федерального бюджета на 2025 год мы увидим завершение процесса наращивания расходов, то инфляция в России может вернутся к целевому уровню ЦБ в 2026 году.
Глава ЦБ по итогам последнего заседания обратила внимание, что если правительство решит далее повысить расходы в бюджете на 2025 год, то ЦБ учтет это в своей денежно-кредитной политике. Иными словами, регулятор может вновь повысить ставку. То есть, чтобы инфляция в России не росла, бюджетную политику нужно нормализировать. В этой связи в Центральном Банке РФ допускают еще одно повышение ставки на ближайшем заседании. 25 сентября 2024 года Банк России опубликует резюме обсуждения ключевой ставки по последнему заседанию.
С другой стороны, руководство Центробанка четко указало, что усиление геополитического давления также является проинфляционным фактором, и рубль в результате снижения спроса на российское сырье будет ослабевать. Цена на российскую Urals на прошедшей неделе упала ниже price cap (санкционный потолок цен от G7), то есть стоимость нашей экспортной нефти снова побывала ниже отметки в $60 за баррель. По данным Argus Media, после недавнего падения мировых цен нефть Urals в балтийском порту Приморск и черноморском порту Новороссийск во вторник стоила $57,44 и $57,79 соответственно.
Плюс к этому, в июле Минэнерго РФ сообщило о планах дополнительно сократить добычу нефти в рамках соглашения с ОПЕК+, чтобы компенсировать ее перепроизводство. Это должно произойти в октябре и ноябре. Если к снижению цен на нефть добавить и сокращение ее экспорта, то падение экспортной выручки в ближайшие месяцы может составить до 20% от июльских уровней. Например, в августовском отчете МЭА сказано, что в августе доходы России от экспорта стали меньше на $1,6 млрд по сравнению с июлем и составили $15,3 млрд (выручка от нефтепродуктов $5,6 млрд плюс выручка от нефти $9,6 млрд).
При этом Центробанк в своем обзоре рисков финансовых рынков сообщил, что в августе россияне резко увеличили покупку валюты: объем чистых покупок (покупки минус продажи) увеличился в 2,5 раза по сравнению с июлем – до 98,1 млрд рублей. Одновременно с этим российские экспортеры в августе снизили чистые продажи валюты на 1% до $11,9 млрд. При этом компании продавали дополнительную валюту, которую они накопили ранее для выплаты дивидендов.
Положительное сальдо текущего счета платежного баланса РФ за август текущего года снизилось в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составило $2,5 млрд. Это изменение сальдо текущего счета обусловлено значительным сокращением дефицита баланса инвестиционных доходов. Положительное сальдо внешней торговли России товарами в августе снизилось на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $8,4 млрд против $8,7 млрд в июле из-за снижения как мировых цен на некоторые товары российского экспорта, так и физических объемов.
По данным ЦБ РФ, положительное сальдо внешней торговли РФ, определенное по методологии платежного баланса, для расчетов в валютах дружественных государств в июле 2024 года ($4,560 млрд) превысило суммарный внешнеторговый профицит для расчетов без учета категории валюты ($4,515 млрд). В то же время баланс внешнеторговых расчетов, выполненных в долларах и евро в июле уменьшился, но остался отрицательным третий месяц подряд – (-$77 млн) после $195 млн в мае и $419 млн в июне. В июле значительно упал размер профицита по платежам в российских рублях – до $32 млн после $3,368 млрд в июне и среднемесячных $3,789 млрд в первом полугодии текущего года. В расчетах за импортные поставки в РФ в июле продолжилось увеличение доли рублевых платежей, она обновила максимум, достигнув 43,7%, одновременно снизилась доля платежей в долларах и евро, которая составила 19,8%.
Мы полагаем, что слабая динамика цен на нефть и снижение нефтегазовых доходов РФ в значительной мере может компенсироваться бюджетным правилом. На динамику курса рубля будет оказывать влияние продажи валюты со стороны ЦБ в рамках зеркалирования операций ФНБ. Поэтому падающие цены на нефть будут оказывать умеренно негативное влияние на курс рубля. В такой ситуации мы ожидаем, что в сентябре курс доллара вероятно останется в границах 91-93 рубля, хотя восстановление курса доллара до 93-94 рубля. стабилизировало бы доходы бюджета. Ближе к концу года мы ждем, что курс доллара поднимется в район 94-96 рублей. Кстати, прогноз Минэкономразвития, который станет основой для бюджета РФ, снова закладывает существенное ослабление курса рубля – до 96 рублей за доллар к концу 2024 года и дальше до 103 рублей к 2027 году.
Кто платит за высокую ключевую ставку
Про основные кредитные риски, потенциал «Аэрофлота» и «Яндекса», а также будущее золота рассказал известный эксперт и инвестор Игорь Шимко.
Игорь Шимко отмечает, что Банк России может сохранить ставку на уровне 18%, однако не менее вероятно и возникновение необходимости в ужесточении условий. Эксперт предупреждает, что компании должны обеспечивать доходность выше 20-25% для покрытия затрат на кредитование. Многочисленные бизнесы теперь сталкиваются с последствиями роста ставок и ухудшением условий кредитования. «Бизнес становится уязвимым, чистая прибыль начинает драматически сжиматься», – объясняет инвестор.