По предварительной оценке ЦБ РФ, профицит счета текущих операций за 11 месяцев сложился на уровне $225,7 млрд. Также ЦБ несколько скорректировал оценку за 3 квартал ($51,2 млрд против $51,9 млрд) и за октябрь.
Текущий счет за 2 месяца 4 квартале в среднем ниже, чем в 3 квартале
С учетом изменения октябрьской цифры (неопубликованного), опираться на оценку за ноябрь, полученную методом прямого вычитания результата за первые 10 месяцев, может быть некорректно. Отметим, что полученная таким образом оценка, говорит об ощутимом сужении профицита (на 40% месяц к месяцу). Впрочем, произведенная корректировка лишь отчасти может сгладить эту просадку – тренд на сокращение профицита в 4 квартале безусловно присутствует в статистике. Так, результат по текущему счету за октябрь-ноябрь в среднем оказался на 18% ниже среднего за 3 квартал ($14,0 млрд против $17,1 млрд) – такое сравнение учитывает в том числе корректировку данных за октябрь.
Рубль продолжит ослабление в 2023 году
Ключевую роль в динамике счета текущих операций играет торговый баланс – его сальдо за прошедшие месяцы 4 квартала в среднем сократилось до 16,0 млрд долл. против $22,7 млрд. В декабре с учетом вступления в силу санкционных ограничений на экспорт российской нефти тенденция продолжится – нефтяное эмбарго со стороны ЕС напрямую ограничивает физические объемы поставок (может быть отчасти компенсировано перенаправлением), а введение ценового потолка может повлиять на поставки в третьи страны, усложнив процесс транспортировки.
На этом фоне, в первой половине декабря курс рубля ослаб к уровню 63 рубля за доллар (после 60-61 рубля за доллар в ноябре). При этом, мы полагаем, что у него остается потенциал для ослабления в 2023 году за счет растянутого во времени эффекта от внешнеторговых ограничений (в том числе, для ценового потолка пересмотрен 45-дневный льготный период, и в полном объеме он начнет действовать только в январе) – в нашем прогнозе курс может закончить этот год на уровне 63 рублей за доллар, а 2023 году – 73 рублей за доллар.
Про затор танкеров с нефтью, про IPO «Казмунайгаза» и про новые акции на СПБ бирже
Последствия потолка цен на российскую нефть, затор танкеров, новые акции на СПБ бирже и сложности с капиталом у ВТБ обсудили с начальником аналитического отдела ИК «Риком-траст» Олегом Абелевым.
Что изменил потолок цен на нефть?
С 5 декабря действует потолок цен на российскую нефть в $60 за баррель. Такое решение приняли страны «Большой семерки», ЕС и Австралия. Комментируя введение ограничений, Абелев заявляет: «Если честно, я не очень разделяю разного рода истерию, которая сейчас появляется в СМИ, на разных рынках в отношении того, что все пропало, у нас абсолютно низкая цена на нефть. Я помню, Польша единственная, по-моему, предлагала установить цену в $30 за баррель. На это ее греческие коллеги покрутили пальцем у виска и сказали польскому правительству: “Ну тогда вы сами с этой нефтью и работайте, покупайте, перерабатывайте и еще попытайтесь на ней заработать”».