Череда благоприятных событий привела к повышению цены Brent до $70 за баррель. Еще несколько месяцев назад мало кто осмелился бы предположить подобное. Список событий, которые имели оптимистичные последствия, обширный.
Высокий спрос и сокращение добычи в рамках ОПЕК+ обусловили рост цены нефти до $60 за баррель ближе к концу прошлого года, а расчет рынка на дальнейшее продление договоренностей о сокращении добычи и фактическая реализация этих намерений в сочетании с резким падением добычи в Венесуэле, неожиданными перебоями с поставками и, наконец, недавним ослаблением доллара США способствовали росту нефти еще примерно на $10.
Однако столь оптимистичный настрой не может длиться вечно, и уже появились признаки, что потенциал роста сходит на нет. К тому же спрос, несомненно, уменьшится из-за закрытия НПЗ на сезонное техобслуживание. Весь вопрос в том, каким будет масштаб восстановления спроса в «высокий» сезон. Избыточный объем длинных позиций хедж-фондов создает явную угрозу коррекции, хотя текущая бэквордация на рынке, скорее всего, позволит избежать резкого сброса. Важно, однако, что коррекция в любом случае будет идти со значительно более высокого уровня, чем в прошлый раз. С учетом новых условий на рынке мы прогнозируем среднюю цену Brent на 2018 год в $65 за баррель.
Доллар: эффект проявляется нечасто, но ощутимо. Обычно нефтяной рынок игнорирует незначительные постоянные колебания американской валюты. Однако когда курс доллара существенно меняется, это заметно сказывается и на нефти. Недавнее резкое падение доллара поддержало рост цены Brent примерно до $71 за баррель в конце января. Мировые цены на нефть устанавливаются в долларах, поэтому при ослаблении доллара нефть становится дешевле в локальных валютах, укрепляющихся против доллара.
Избыток нефти в странах ОЭСР почти ликвидирован. Складские запасы нефти в странах ОЭСР (и, соответственно, их избыток по сравнению со средним уровнем за последние пять лет) продолжали быстро снижаться в течение 2П17, нарушая историческую сезонность. Ввиду сильной зависимости между ценой нефти и объемами складских запасов уменьшение избытка последних неизбежно должно было привести к повышению цен на нефть. Однако эта тенденция временно развернется в 1П18, так как товарные запасы должны пополниться. Цены, вероятно, будут повторять эту динамику. Ожидается, что тенденция к сокращению товарных запасов снова утвердится во втором полугодии.
Хедж-фонды не спешат закрывать длинные позиции. Традиционно принято считать, что завышенная чистая длинная позиция в определенный момент играет против большинства спекулянтов. Иными словами, активная и массовая торговля в одном направлении обычно создает стимулы для фиксации прибыли. Однако за счет текущей бэквордации на рынке хедж-фонды находят пролонгацию своих позиций довольно выгодным занятием. Тем не менее, поскольку объем длинных позиций очень велик, коррекция в том или ином виде все же возможна - может быть, не столь резкая, как многие могли бы ожидать.
Волатильность на фоне конъюнктурных изменений спроса и предложения сохранится, но в более высоком ценовом диапазоне. Как и в прошлом году, изменения уровней предложения и спроса будут приводить то к росту, то к снижению цен. Разница лишь в том, что при новой конъюнктуре рынка коридор цен, похоже, поднялся на одну ступень до $60-70 за баррель. Ключевой вопрос, требующий пристального внимания в течение года, состоит в том, достиг ли рост спроса верхнего предела в прошлом году.
Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube