Первого марта Дональд Трамп анонсировал введение пошлины на импорт стали и алюминия в размере 25% и 10% соответственно. Это вызвало резко негативную реакцию на рынке, поскольку этот шаг грозит привести к торговой войне.
В топ-11 стран по импорту стали в США входят: Канада (16,1%), Бразилия (13%), Южная Корея (10,2%), Мексика (9%), Россия (8,7%), Турция (6,3%), Япония (5%), Германия (3,8%), Тайвань (3,5%), Индия (2,4%) и Китай (2,2%).
Самый ощутимый удар в связи с намерениями Трампа установить тарифы на ввоз стали и алюминия получило соглашение НАФТА, куда входят Канада и Мексика, которые совокупно экспортируют в Штаты 25,1% стали, формируя 6,9% всего американского рынка стали. Такие партнеры США, как Южная Корея, Япония и Германия также не были восторге от решения американского президента. Однако Дональд Трамп не ограничился введением пошлин на сталь и алюминий и анонсировал установление тарифов на товары из Китая объемом $60 млрд. Цель этого шага – снижение торгового дефицита, но об этом позже.
Торговая война — это экономический конфликт, при котором страны взаимно вводят импортные пошлины с целью причинить друг другу максимально возможные экономические убытки.
Рассмотрим на примерах, чем оборачивались торговые войны в прошлом.
Принятие закона Смута-Хоули о тарифах в 1930 году. Тогда американские власти повысили тарифы на 20 тысяч импортируемых товаров до 60%. Торговые партнеры приняли симметричные меры, и в итоге с 1929 по 1933 год импорт США сократился почти в три раза – с $5,5 млрд до $1,93 млрд, а экспорт – с $5,9 млрд до $1,99 млрд. Падение торгового оборота только усугубило влияние Великой депрессии. Восстановление торговли началось после подписания в 1934 году акта, который позволил президенту Рузвельту снижать тарифы. Индекс Dow Jones с момента введения тарифов в марте 1930-го до начала ослабления в июне 1934-го потерял 64,18%.
С тех пор подобных крупных войн не случалось, мир двигался в сторону большей открытости. В 1947 было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле(GATT), ставшее предшественником соглашений ВТО от 1995 года. Однако небольшие торговые конфликты все же случались.
Так, в 1963-м президент США Линдон Джонсон ввел 25% тарифы на картофель, бренди и небольшие грузовики, как ответную меру на ограничения на экспорт куриного мяса из США в Европу. В послевоенные годы инвестиции в США позволили значительно удешевить производство куриного мяса, тогда как в Европе на этот продукта сохранялись высокие цены и он сохранял статус деликатеса. Ограниченный характер мер не позволил значительно повлиять на макроэкономические показатели. Экспорт и импорт США в 1963-1964 годы рос, как и фондовые индексы.
Самым значительным последствием принятых Джонсоном мер стали пошлины в размере 25% на небольшие грузовики, пикапы и минивэны, которые действуют до сих пор. Ограничения на другие товары давно сняты, рынок же подобных автомобилей в США вот уже 50 лет контролируется в основном американскими автопроизводителями, оставляя не у дел немецкие и японские автоконцерны.
5 марта 2002 президент Джордж Буш-младший повысил до 30% тарифы на сталь, чтобы поддержать сталелитейную промышленность США. Однако долго эта мера не продержалась. Торговые партнеры Штатов пожаловались в ВТО, которая в 2003-м назвала новые американские пошлины противоречащими правилам свободной торговли и обязала государство выплачивать штраф в $2 млрд каждый год до их отмены. В декабре 2003-го США отменили принятые ограничения. И экспорт, и импорт США за этот период только росли, чего не скажешь о фондовых индексах. S&P500 с марта 2002-го по декабрь 2003-й потеряли 3,8%.
При этом в 2002 году падение доходило до 30%, что в основном было связано с кризисом доткомов, но и пошлины тоже оказали на динамику свой негативный эффект. Прежде всего этот негативный эффект ощутили компании, для которых сталь – необходимое сырье. Котировки бумаг Boeing за это период потеряли порядка 16%, что в основном было продиктовано сокращением спроса на самолеты, акции Ford опустились в цене лишь на 3%, а лидер сталелитейной промышленности U.S. Steel подешевела на 33% за год с момента введения пошлин. Таким образом, эта мера не улучшила ситуацию даже для американских металлургов, поскольку у индустрии были фундаментальные проблемы, включая пониженный спрос на продукцию и падение цен.
Но вернемся к экономическому противостоянию США и Китая. Высокая вероятность торговой войны между двумя крупнейшими экономиками мира стала причиной падения S&P500 на 6,55%. Все началось со слухов о скором установлении пошлин на импорт из Китая на сумму $30 млрд. Спустя 10 дней эти слухи подтвердились, но размер пошлин увеличился вдвое. Далее Дональд Трамп предложил компаниям из разных отраслей выбрать в течение 30 дней из более 2500 наименований те категории продуктов, которые больше всего мешают американскому бизнесу. После этого администрации Белого дома должна была в течение 15 дней отобрать товары, на которые будут установлены пошлины в размере от 25%. Однако через два дня появилась информация о том, что США и Южная Корея заключили новый торговый договор. Также стало известно, что Штаты и Китай начали секретные переговоры о пересмотре торговых соглашений.
Торговая стратегия Дональда Трампа прояснилась: главное – заставить своих партнеров сесть за стол переговоров и пересмотреть действующие торговые соглашения. Это хорошо видно на примере Южной Кореи, которая пошла на сокращение ввоза стали в США на 30% и установление до 2041 года пошлин в размере 25% на экспортируемые в Америку грузовые машины. Взамен США согласились на отмену ранее объявленных пошлин. Председатель КНР Си Цзиньпин уже обсудил с Дональдом Трампом пути решение торгового конфликта.
Таким образом, Трамп стремится к переговорам с Пекином с целью снизить торговый дефицит между США и Китаем на $100 млрд. Считаю, что американские власти смогут сократить торговый дефицит только на $50-55 млрд, однако и этот результат их вполне устроит, поскольку главная цель Вашингтона – открыть китайский рынок для американских компаний. По последним данным, зарубежные брокерские компании смогут владеть компаниями на китайской территории. Структура собственности позволит американским компаниям получить мажоритарную долю 51%. К 2022 году будет снято и это ограничение. Стартовала и либерализация китайского финансового сектора, в результате чего J.P. Morgan и Morgan Stanley получат возможность расширить свое присутствие в АТР, увеличив долю выручки в этом регионе до 10% и до 15% соответственно.
Я полагаю, что шансы позитивного развития событий около 70%, в 20% оцениваю вероятность того, что договоренности будут достигнуты с несколько меньшей выгодой для США. Снятие рисков торговой войны обеспечит быстрый и резкий рост рынков, даже если Трамп добьется сокращения торгового дефицита всего на $20 млрд. Ожидаю, что при таком развитии событий индекс S&P500 обновит исторический максимум в течение трех месяцев.
Еще 10% я закладываю на развитие сценария, при котором США слишком сильно надавят на Китай в процессе переговоров, чем вызовет резко негативную реакцию и ухудшение экономических отношений самых крупных экономик. КНР готова отстаивать свою позицию, что видно по предпоследнему заявлению властей: со 2 апреля Поднебесная вводит импортные пошлины на свинину и еще на восемь американских продуктов в размере 25%, еще 120 различных товаров будут обложены тарифом в размере 15%. Только пошлины на свинину до конца года принесут американским аграрным фирмам убытков на $250 млн.
Считаю, что данный шаг со стороны Пекина означает, что Китай не хочет торговой войны, но и не боится ее. При этом у КНР остаются возможности ударить больней, поскольку пока пошлинами не затронуты самые крупные категории импортных товаров, которые поставляют в Поднебесную США. Самая крупная статья экспорта из Штатов – это самолеты. Их в Китая продают на сумму $16,27 млрд. В $12,36 млрд оценивается ввоз соевых бобов, еще на $10,53 млрд в КНР поставляется автомобилей из Америки. В совокупности эти товары формируют 30% экспорта из США в Китай. Введение на эту продукцию ввозных пошлин в размере 25% обернется для Штатов убытком до $10 млрд ежегодно. Такой шоковый сценарий обусловит падение S&P500 до 2470 пунктов, что означает серьезную коррекцию для фундаментально здорового рынка. Однако стоит отметить, что вероятность реализации этого сценария не больше 20%.
Бенефициарами введения взаимных тарифов могут стать третьи страны. Самым наглядным примером выглядит компания Airbus, которая в случае введения повышенных пошлин на самолеты Boeing сможет претендовать на расширение доли на китайском рынке до 60%. Американский протекционизм уже делал неожиданные подарки Airbus. В прошлом году после жалобы Boeing на канадского производителя самолетов Bombardier американские власти наложили повышенные пошлины на их самолеты. В результате канадская компания столкнулась с финансовыми проблемами, а для их разрешения наладила партнерство с Airbus. Таким образом, европейский производитель самолетов увеличил свое присутствие на рынке, не заплатив ни доллара.
Подобный сценарий возможен и для автомобильной отрасли. В случае введения тарифов на импорт американских автомобилей могут пострадать компании вроде Tesla, которые пока не имеют заводов в Китае, который стал крупнейшим рынком электромобилей в мире благодаря субсидиям правительства. Зато в выигрышном положении могут оказаться другие производители электрокаров, в частности Volvo и Nissan, которые обзавелись мощностями в Поднебесной.
В целом торговые войны никогда не продолжались длительное время, поэтому даже при негативном сценарии для Америки Дональд Трамп провел бы переговоры об их отмене не позднее чем через полгода.
Подписывайтесь на Financial One в соцсетях:
Facebook || Вконтакте || Twitter || Youtube