Про причины остановки поставок российской нефти по южной ветке нефтепровода «Дружба» в Чехию и глобальные изменения на мировом нефтяном рынке рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов на канале «Борис Марцинкевич».
Ситуация с прекращением поставок выглядит парадоксальной: Венгрия и Словакия продолжают получать нефть по тому же маршруту и успешно рассчитываются через своих государственных операторов, тогда как чешская компания Orlen столкнулась с проблемами, по слова Александра Фролова. Как он пояснил, трудности возникли из-за невозможности произвести оплату за поставки, что привело к остановке прокачки нефти. Он напомнил, что еще в ноябре 2022 года Чехия заявила о намерении полностью отказаться от российской нефти с июля 2025 года, и для этого стране необходимо завершить модернизацию логистических цепочек.
Один из ключевых проектов в этом направлении – расширение трансальпийского нефтепровода TAL. Этот шаг позволил Чехии импортировать дополнительные 8 млн тонн нефти в год, что теоретически покрывает ее потребности и делает поставки по «Дружбе» избыточными. Однако остается вопрос замены российской нефти марки Urals, отличающейся высоким содержанием серы.
Фролов отметил: «Подобное сырье можно найти в Латинской Америке, районе Северного моря и Саудовской Аравии, но логистика таких поставок остается сложной и дорогостоящей».
Резервные запасы и риски
На данный момент чешские НПЗ работают за счет нефти из государственных резервов. Как пояснил эксперт, эти запасы предназначены для обеспечения работы нефтеперерабатывающих заводов в течение 90 суток в условиях перебоев с поставками.
«Выделенные 300 тысяч тонн сырья хватит Чехии примерно на три недели при умеренном потреблении», – отметил Фролов.
При этом, даже с доступом к альтернативным источникам, Чехия не планирует опустошать «Дружбу» полностью, сохранив трубопровод заполненным на случай чрезвычайных ситуаций.
Говоря о мировых тенденциях, эксперт обратил внимание на сближение прогнозов по глобальному спросу на нефть между ОПЕК и Международным энергетическим агентством, которое наблюдается с ноября 2023 года. Ранее оценки этих организаций значительно различались, но сейчас МЭА оценивает глобальный спрос в 2024 году на уровне 103,9 млн баррелей в сутки, причем почти 60% прироста приходится на Азию, в первую очередь Китай.
Глобальные изменения на рынке
Особое внимание эксперт уделил росту добычи в странах ОПЕК+, Казахстане, Иране и Венесуэле.
Он подчеркнул: «Рекордные объемы добычи на казахстанском месторождении Тенгиз и увеличение экспорта нефти из Ирана и Венесуэлы происходят на фоне ужесточения санкций».
Это, по его мнению, демонстрирует сложность и противоречивость ситуации на мировом энергетическом рынке.
Таким образом, прекращение поставок по «Дружбе» стало лишь частью более широкой картины, включающей геополитические факторы, санкции и глобальные изменения в логистике нефти. Чехия движется к отказу от российских поставок, но переходный период сопровождается трудностями, требующими привлечения государственных резервов и поиска новых поставщиков.
Александр Фролов о том, удастся ли Трампу обвалить цены на нефть
Вероятность успеха планов Дональда Трампа увеличить добычу и резко снизить цены на нефть обсудили с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым.
Делимся мнением эксперта от первого лица.
Дональда Трампа в нефтегазовом контексте стоит рассматривать как популиста. Он действует с целью создать напряженность, причем его слова зачастую воспринимаются многими экспертами с полной серьезностью. Тем не менее важно понимать, что американский президент говорит вещи, которые в первую очередь призваны отвлечь внимание.