Обострение конфликта между Ираном и Израилем вызывает тревогу не только у дипломатов и политиков, но и у глобального логистического бизнеса. Особенно остро стоит вопрос стабильности транспортных маршрутов через Ормузский пролив – один из важнейших морских путей в мире, через который проходит до четверти мировых поставок нефти.
Отрасль судоходства уже научилась адаптироваться к нестабильности, сообщил исполнительный директор Container Shipping Lines Association Сунил Васвани в интервью CNBC. По его словам, за последние пять лет, начиная с пандемии коронавируса, судоходные компании выработали способность гибко реагировать на изменения ситуации. Так, большинство судов уже около полутора лет избегают Суэцкого канала и направляются в обход – через мыс Доброй Надежды.
Перекрытие Ормузского пролива может стать кризисом для мировой экономики
Президент Федерации ассоциаций грузовых экспедиторов Индии (FFFAI) Душант Мулани в свою очередь предупредил, что ситуация крайне нестабильна и последствия конфликта могут проявиться в ближайшие дни. Он отмечает, что по данным отраслевых участников в регионе, в том числе логистических операторов, существует высокая вероятность сбоев в транспортировке через Ормузский пролив – стратегический узел, через который проходит около 20% мировых поставок нефти.
На фоне эскалации конфликта с Израилем некоторые иранские чиновники, включая депутата Исмаила Касари, заявили, что Тегеран серьезно рассматривает возможность закрытия пролива. Это заявление прозвучало на фоне ударов Израиля по иранской территории, включая военные и ядерные объекты. В Тегеране такие действия расцениваются как нарушение международного права и повод для ответных шагов. Хотя на данный момент судоходство через Ормузский пролив продолжается, сам факт обсуждения его возможного закрытия на высоком уровне демонстрирует, насколько высоки ставки.
Перекрытие Ормузского пролива станет катастрофой не только для Ближнего Востока, но и для всей мировой экономики. Ормузский пролив остается основным морским коридором для экспорта нефти из Персидского залива. Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и ОАЭ зависят от этого канала, и его блокировка сразу создаст «бутылочное горлышко» в глобальной логистике.
Кроме того, в условиях глобальной взаимосвязанности даже страны, не зависящие от ближневосточной нефти, столкнутся с ростом цен – от бензина до электроэнергии и продовольствия.
Отвечая на вопрос о возможных перебоях в Ормузском проливе, Мулани сообщил, что беспокойство в отрасли основано не только на прогнозах, но и на обратной связи от участников рынка в странах региона. По его словам, в последние дни усиливаются сигналы о том, что ситуация может резко ухудшиться, и участники рынка относятся к ней с возрастающей настороженностью.
Сунил Васвани согласился с тем, что наибольшая уязвимость пролива связана именно с нефтяными перевозками. По его словам, существует риск попадания снарядов или ракет в коммерческие суда, что может привести к их уходу из региона. В таком случае судоходные компании, скорее всего, либо приостановят работу на этом направлении, либо начнут взимать повышенные страховые премии, что резко увеличит стоимость логистики.
Как деглобализация меняет правила мировой торговли
Мир стоит на пороге величайших экономических перемен со времен Второй мировой войны. Ни пандемия коронавируса, ни крах доткомов, ни даже мировой финансовый кризис 2008 года не сопоставимы по масштабу с текущей трансформацией.
Такую оценку дает ведущий «New Money» Брэндон ван дер Колк: по его словам, мир переживает отказ от прежней модели глобализации, определявшей мировую экономику последние 80 лет.