В сентябре 2010 года стартовал новый проект журнала FO − ежемесячный рейтинг наиболее крупных, универсальных и клиентоориентированных брокерских компаний на российском биржевом рынке. Цель проекта – объективная оценка и сравнение отечественных биржевых посредников на основе различных показателей их деятельности на Московской бирже. Рейтинг дает возможность выявить компании, занимающие лидирующие позиции во всех значимых сегментах биржевого рынка, доступных для широкого круга клиентов.

Рейтинг брокерских компаний журнала FO:

• Представляет собой рейтинг крупнейших операторов на Московской бирже (фондовой рынок и срочный рынок);

• Ставит целью определить наиболее сбалансированных универсальных брокеров, которые занимают лидирующие позиции во всех значимых сегментах биржевого рынка, доступных для широкого круга клиентов;

• Показывает сравнительное положение брокерских компаний друг относительно друга (в каждой категории лидер получает 100 баллов, а остальные брокеры ранжируются по степени их приближённости к лидеру);

• Рассчитывается исходя из показателей торговых операций (оборота и объема открытых позиций) и клиентской базы брокерских компаний России;

• Составляется по итогам календарного месяца.

Выбор рассматриваемых сегментов рынка

Выбор рассматриваемых рынков обусловлен тремя факторами:

1.Доступностью для широкого круга лиц – в рассмотрение взяты только биржевой рынок ценных бумаг (акций и облигаций) и срочный рынок, на которых можно совершать операции через системы интернет-трейдинга;

2.Масштабом (оцениваемым по торговому обороту) – отсеяны все рынки, доля которых в суммарном обороте крайне незначительна;

3.Доступностью детальной информации по обороту и количеству активных клиентов (доступность информации в открытых источниках – на web-сайте организатора торгов, или готовность биржи предоставлять Financial One необходимые данные). Чтобы быть представленным в рейтинге, рынок должен удовлетворять всем трем вышеперечисленным условиям.

Набор присутствующих на сегодняшний день в рейтинге сегментов рынка является, на наш взгляд, репрезентативным и адекватно отражающим текущую ситуацию на российском финансовом рынке. В дальнейшем мы не исключаем как увеличения, так и уменьшения количества рассматриваемых площадок, при этом внесения принципиальных изменений в методику расчета рейтинга не потребуется.

Расчет рейтинга брокерской компании в рамках отдельного рынка

Исходным материалом для составления итогового рейтинга являются рейтинги по каждой из рассматриваемых торговых площадок.

При составлении последних учитываются показатели проводимых через брокера торговых операций и клиентской базы компании на данном рынке, влияние которых на суммарный рейтинг составляет 1/3 и 2/3 соответственно. Для всех площадок клиентская база оценивается по числу активных клиентских счетов в расчетном месяце. Масштаб торговых операций для рынков производных инструментов оценивается по двум показателям: обороту и среднему объему открытых позиций. Для рынков акций и облигаций, по которым размер открытых позиций не раскрывается, учитываются только показатели оборота.

Соотношение показателя торговых операций и числа активных клиентов в 1:2 выбрано по следующим соображениям. Брокеридж как клиентский бизнес может и должен быть оценен по числу клиентов, причем, по нашему убеждению, по числу активных клиентов, а не по общему количеству зарегистрированных клиентских счетов. Большое количество клиентов, с одной стороны, говорит о том, что в высококонкурентной среде значительное число людей, совершивших сделки в течение отчетного месяца, сделали выбор в пользу именно этой компании. С другой стороны, оно свидетельствует о значительной диверсификации бизнеса по клиентам и, соответственно, о его устойчивости, поэтому эти показатели при оценке ее деятельности брокерской компании представляются наиболее важными. 

Торговые операции (измеряемые оборотом и объемом открытых позиций) являются, по сути, товаром, продаваемым брокерской компанией, поэтому эти показатели при оценке ее деятельности представляются также важными.

Принимая решение о степени воздействия факторов количества активных клиентов и торговых операций на результат, мы руководствовались тем, что влияние первого, исходя, из изложенного, должно быть выше, то есть превышать 1:1. В то же время, доминирование фактора клиентского измерения брокерского бизнеса над масштабом торговых операций , например, в три раза интуитивно представляется чрезмерным. Из диапазона между соотношениями 1:1 и 3:1 в качестве оптимальной была выбрана величина 2:1.

Этот выбор согласуется с тем, что для срочных рынков масштаб торговых операций можно оценивать не только по обороту, но и по объему открытых позиций, который является важным показателем деятельности компании. В первом приближении он отражает объем денежных средств, которые клиенты доверили брокеру, или, вернее, размер рыночного риска, который клиенты готовы выводить на биржу именно через данного посредника. Соответственно, высокое значение среднего объема открытых позиций свидетельствует о доверии клиентов обслуживающей их компании.

Исходя из вышесказанного, при оценке масштаба торговых операций на срочном рынке (с влиянием на рейтинг рынка в 1/3) логично присвоить равные веса и обороту (1/6), и открытым позициям (1/6). В случае рынков акций и облигаций 1/3 влияния на суммарный рейтинг компании в рамках данного рынка приходится на оборот, как на единственный доступный адекватный показатель масштаба торговых операций.

Суммарный рейтинг компании внутри рынка определяется как сумма ее рейтингов по каждой из позиций внутри этого рынка (подрейтингов), взятых с соответствующими коэффициентами. Весовые коэффициенты каждой из позиций внутри рассматриваемых рынков представлены в таблице:  

Рынок

Его доля

Секции срочного рынка

Оборот в режиме основных торгов

1/6

Средний объем открытых позиций

2/3

Число активных клиентов

1/6

Фондовый рынок

Оборот в режиме основных торгов

1/3

Число активных клиентов

2/3


Определение рейтинга компании по каждой из позиций (подрейтинга)

Рейтинг лидера по данной позиции принимается равным 100, рейтинги остальных компаний определяются как доля значения соответствующего им показателя от показателя лидера, выраженная в процентах. При этом рассматриваемые показатели принимаются в расчет исходя из их абсолютных величин (оборот и открытые позиции в рублях, активные клиенты – в единицах клиентских счетов).

Расчет итогового рейтинга

Для определения итогового рейтинга брокерской компании берется сумма ее рейтингов по каждому из рассматриваемых рынков с поправкой на весовые коэффициенты, рассчитанные для каждой из площадок. Полученные результаты сводятся в итоговую таблицу.

Весовой коэффициент рынка определяется по формуле: 

Рейтинг брокеров

где:

Wi – вес данного рынка; 

Vi – оборот на данной площадке за исследуемый месяц; 

Vсумм – суммарный оборот рассматриваемых рынков за исследуемый месяц;

Аi – количество активных клиентских счетов на данной площадке за исследуемый месяц;

Асумм – суммарное количество активных клиентских счетов на рассматриваемых рынках за исследуемый месяц.

При этом V и A фондового рынка участвует в формулах с коэффициентом 1/2, что устраняет искажение от «расщепления» оборотов и клиентов срочного рынка по секциям (фондовая, денежная, товарная). Используется значение коэффициента 1/2 а не 1/3 (ведь данные по срочному рынку распределены по 3 секциям), поскольку обороты в товарной секции в настоящее время в несколько раз ниже чем в валютной или фондовой и существенного влияния на суммарный рейтинг не оказывают. 

При определении как суммарного объема торгов на рынке, так и оборота конкретной компании учитываются только биржевые сделки, переговорные сделки и сделки РЕПО в расчет не принимаются. Это обусловлено тем, что подавляющее большинство как переговорных сделок, так и сделок РЕПО носят технический характер, а потому адекватно не отражают масштаб деятельности брокерской компании на рынке.

Видно, что при определении весовых коэффициентов рынков влияние торговых операций (оборота) и количества активных клиентских счетов составляют 1/3 и 2/3 соответственно, что согласуется с подходом, используемым в методике расчета рейтингов по отдельным рынкам. Показатели оборота и количества активных клиентских счетов относятся к рассматриваемому месяцу.

Присоединяйтесь! Журнал Financial One в социальных сетях